Почему ребёнку нужна семья - Дети в социальных учреждениях
Особенности детей в социальных учреждениях

Можно было бы думать, что ребенок, живущий без родителей, предоставленный самому себе, получающий при этом нормальное медицинское обслуживание, обеспеченный игрушками и посещающий учебные занятия, располагает всеми возможностями для развития самостоятельности и активности. Однако первое, что отмечают педагоги и психологи при исследовании поведения этих детей, - низкий уровень инициативности и самостоятельности, их безразличное, пассивное отношение ко всему окружающему.


В раннем возрасте эти дети не проявляют яркого интереса к предметам. При виде новых игрушек они чаще всего испытывают страх и желание спрятаться от новых непонятных впечатлений. Они не чувствительны к оттенкам отношений взрослого и проявляют своеобразную эмоциональную глухоту. дети в домах ребенка слабо различают порицания и поощрения взрослого и почти не реагируют на них. Такая нечувствительность к оценке приводит к существенной задержке в предметных действиях и в развитии речи, поскольку и то и другое связано с ориентацией на взрослого как на образец и способностью менять свои действия под влиянием его замечаний.


Еще большие различия наблюдаются между детьми из семьи и из детского дома в дошкольном возрасте. Прежде всего существенно различается уровень общения ребенка со взрослым. Дошкольники, воспитывающиеся в детских домах, как правило, не стремятся к игре и не способны к познавательному, а тем более личностному общению со взрослым. В то же время потребность в общении с ним выражена у них даже более ярко, чем у семейных детей. Но эта потребность ограничена стремлением к физическому контакту со взрослым, к его вниманию и доброжелательности, что при нормальном развитии характерно для младенцев первого полугодия. Гораздо предпочтительнее любых разговоров и любой совместной деятельности для них непосредственных физический контакт: даже 5-6-летние дети стремятся забраться на колени взрослого, обнять его, взять за руку и пр. Потребность в эмоциональном общении, оставшаяся неудовлетворенной в младенческом возрасте, продолжает оставаться главной даже у старших дошкольников.


Важной отличительной особенностью воспитанников детского дома является их повышенная ситуативность, которая проявляется и в поведении, и в представлениях, и в желаниях ребенка. Они не способны владеть своим поведением, сдерживать свои непосредственные желания. Сами эти желания, как правило, не осознаются, или имеют ситуативный характер. Так, на вопрос взрослого: "Что ты больше всего любишь?" или "Что бы ты попросил у волшебника?" - дети из детских домов называли какой-нибудь предмет, который находился у них перед глазами: мишку, стул, карандаш. Специально проведенные эксперименты показали, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, не выделяют себя из коллектива. все происходящее с ним ребенок воспринимает не как события своего личного опыта, а отстраненно, как нечто не имеющее к нему отношения. Например, они могут не помнить какую-нибудь интересную игру, в которую играли вчера, или не заметить, что происходит на сцене театра. Один и тот же эпизод, который становится волнующим событием для ребенка из нормальной семьи, для воспитанника детского дома остается незамеченным.


Неумение выделить себя и неразвитость самосознания у этих детей проявляются в эмоциональной глухоте, в отсутствии ярких переживаний и ограниченности внутренней жизни. все эти особенности являются результатом отсутствия любви к ребенку и дефицита личностного общения. таким образом, дети, растущие в дефиците внимания со стороны взрослого, отличаются неразвитым самосознанием и неумением проявить себя в окружающем мире.


Особенности общения воспитанников детского дома


В первую очередь для детей, растущих в детском доме, характерно равнодушное и даже пренебрежительное отношение ко сверстникам. Они как бы не видят и не слышат друг друга. Если в детском саду дети достаточно активно общаются, живо интересуются действиями сверстника, их реакцией на собственные успехи, то в детском доме дети практически не замечают не только действий сверстника, но и его очевидных и острых эмоциональных реакций.


Обращает на себя внимание тот факт, что у детей, воспитывающихся в детском доме, в отличие от семейных, нет явных предпочтений в общении - дети одинаково общаются со всеми, не образуя устойчивых групп.


Как и в детском саду, дети достаточно часто ссорятся и конфликтуют. Качество и содержание конфликтов между детьми в детском саду и в детском доме существенно различаются.


В детском саду дети ссорятся в основном из-за игры и своего места в общей игре. Распределение ролей, игровых предметов, планирование сюжета игры становятся поводом для конфликта. В детском доме этот повод практически отсутствует, как и совместная игра детей. В то же время достаточно часто поводом для конфликта становятся бытовые проблемы- споры из-за лучшего места, конфеты, очереди накрывать на стол. и пр. Но главной причиной конфликтов у дошкольников всех возрастов является борьба за внимание и доброжелательность взрослого.


Дети всеми силами стремятся быть поближе к взрослому и борются за его расположение. Как только один из детей заслуживает внимание и одобрение взрослого или просто оказывается рядом с ним, другие начинают отталкивать его, стремясь занять свое место рядом со взрослым. У семейных детей подобная причина конфликтов вообще отсутствует. Дети борются за признание сверстников, но не за внимание взрослого.


Другое отличие заключается в значительно меньшей эмоциональности напряженности конфликтов у воспитанников детского дома. В детском саду конфликты протекают значительно живее, ярче и энергичнее: дети дерутся, громко обвиняют друг друга, яростно спорят, выражают свой протест. В детском доме эмоции детей выражены более скудно и однообразно.: плач, жалобное "скуление", пассивный уход в сторону - вот наиболее характерные формы выражения эмоций. Наиболее типичный способ выхода из конфликта - жалоба взрослому с целью лишний раз привлечь его внимание.

 


Нужна помощь


Чем и как помочь?

Актуальные и постоянные нужды!

Волонтерство!

Транспорт!


 

далее>...