Почему ребёнку нужна семья - О привязанности
О привязанности


Значение привязанности для развития ребенка

Основной потребностью младенческого возраста является потребность в безопасности и защищенности. Если она удовлетворяется, ребенок открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет - он ограничивает свое взаимодействие с миром, а, следовательно, и его познание. В первый год жизни у ребенка формируется чувство базового доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое он пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности у ребенка возникает при дефиците внимания, любви, ласки и жестоком обращении.

 

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Привязанность можно определить как взаимную эмоциональную связь, позволяющую ребенку быть уверенным, что он всегда найдет адекватный отклик у "своего" взрослого. маленькому ребенку недостаточно физического ухода, ему нужен кто-то, кто всегда доступен и готов к контакту с ним. наличие стабильной привязанности, гарантирующей безопасность, является решающим условием для благополучного развития ребенка. Удовлетворяющая ребенка привязанность способствует его лучшему психическому, физическому и социальному развитию, благотворно сказывается на самооценке и самоуважении, поскольку является базой, с которой ребенок начинает исследовать мир. Благодаря привязанности ребенок научается сотрудничеству и приобретает не только способность брать, но и отдавать.

 

Выделяют три фазы формирования привязанности.

 

Первая фаза - от рождения до 3 месяцев - характеризуется тем, что ребенок ищет близости с любым подошедшим к нему человеком, используя для этого улыбку, кряхтение, плач, движения рук и ног, и не выказывает тревоги, если вместо матери к нему подходит незнакомый человек.

 

Вторая фаза длится от трех до шести месяцев. Ребенок начинает различать "своих"и "чужих". При появлении знакомых радуется больше, чем при встрече с незнакомыми людьми.

 

Третья фаза - с семи-восьми месяцев. У ребенка появляется избирательность в общении. Он привязывается к ухаживающему за ним взрослому; огорчается, если тот уходит и ищет у него "спасения", когда появляются незнакомые люди. Основными условиями возникновения детской привязанности Дж. Боулби считал длительность и постоянство, т.е. привязанность возникает в случае, если за ребенком ухаживает один, а не много взрослых, и такой уход осуществляется длительное время.

 

Если за ребенком присматривают одновременно несколько взрослых, часто сменяя друг друга (как это бывает, например, в детском интернатном учреждении), он не имеет возможности сформировать удовлетворяющую его эмоциональную привязанность. Привыкая, что его потребность рано или поздно будет удовлетворена кем-либо из взрослых, а привязываться к кому-то травматично (взрослый быстро исчезает), ребенок начинает потребительски относиться к окружающим его людям, принимать как должное любую заботу о себе, будучи при этом не способным к какой-либо благодарности.

 

Межличностные связи таких людей обычно поверхностны и устанавливаются с тем, чтобы получить какие-либо выгоды для себя.

 

Базовое чувство доверия и опыт ранних привязанностей являются основой, обеспечивающей дальнейшее благополучное развитие ребенка.

 

Так как привязанность к значимому взрослому (маме, папе, бабушке или другому постоянному человеку, которого ребенок любит) является необходимой для психического и физического развития, то ее отсутствие в течение долгого времени ставит ребенка в условия, где он должен выбрать, как ему жить без привязанности... У него формируется своеобразная "защита" - жизненная программа, которую выбирает ребенок, лишенный естественной привязанности, в годовалом возрасте.

 

Исследование проводилось на детях, находящихся в спецучереждениях. Как дети с различными программами ведут себя потом в семье - не исследовано детально.

 

Для 30% детей такой привязанностью становится группа. Такие дети очень удобны в подобного рода учреждениях: играют, поют, танцуют, кушают, живут вместе со всеми...

 

Но, к сожалению, для дальнейшей жизни вне учреждения они не приспособлены, посему ищут другую группу, которая, как правило, легко находится в криминальной среде При принятии такого человечка в семью важно, чтобы в ней уже были детки, тогда, глядя на них, он постепенно учится "семейственности".

 

У других детей нет и вовсе никакой привязанности, она очень условна и поверхностна. Такие детки стараются всем-всем понравится, улыбаются, участвуют в каких-либо конкурсах, запросто и с удовольствием общаются с волонтерами (к примеру, когда надо успеть подготовиться к экзамену и перелопатить огромную стопку книг за несколько часов, студент в таком случае читает только заголовки и содержание, вот так и ребенок в детском доме считывает только поверхностную информацию о взрослых людях, которых за один день у него перед глазами может быть более 20 человек).

 

Со всеми взрослыми у них вначале могут сложится неплохие отношения, но в дальнейшем, например, при принятии в семью, ребенок только использует родителей, потому как он никак не решится полюбить. То же и в дальнейшей взрослой жизни - только использование и поверхностные связи.

 

Выходом для таких детей могут быть профессиональные семьи или же те родители, для которых любовь ребенка к ним не является обязательным пренепременным условием. По прошествии достаточно долгого времени такие дети могут растаять и по-настоящему привязаться к родителям.

 

Если первые две группы детей по-своему мирятся с жизненной ситуацией, то другие детки не хотят/не могут мириться, но каждый выбирает свой путь:

- 10% детей, лишенных привязанности говорят "ну, я пошёл..." и уходят... тяжелые психические расстройства, уход в себя и даже смерть... они не способны к выживанию в подобных условиях... - более сильные детки не уходят, но говорят "я подожду". Они замирают в развитии, становятся эдакими заморышами... При благоприятных событиях, когда попадают в семью, такие детки за короткий срок расцветают: становятся физически и психически развитыми, догоняют своих сверстников и ого-го!!! как радуют всех! При неблагоприятных...

- есть еще 10% таких детей, которые не мирятся с ситуацией, но не уходят, не ждут, а просто бунтуют. Этакие дети-протесты! В системе детских учреждений такими детьми только в малышовом возрасте любуются, а вообще они для системы крайне неудобны (кому когда были удобны бунтари?), посему часто подавляются вплоть до отправления в разного рода психиатрические заведения.

Такие детки сохранные, зачастую очень одаренные и при попадании в семью быстро раскрывают свои таланты!



Обращаем внимание всех посетителей сайта - на документальный фильм "Джон." Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка. Исследования, сделанные на основе этого фильма подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей. В Великобритании эти исследования привели к фундаментальным изменениям в системе помощи детям. Вот некоторые мнения о фильме профессиональных психологов:

Фильм "Джон", созданный исследователями-психоаналитиками Джойс и Джеймсом Робертсоном в 1969 году. Для большинства мам, и не только мам, эта документальная запись на любительскую камеру смотрится почти как фильм ужасов. Сорокаминутная запись кажется какой-то бесконечной...

Запись сделана в Доме малютки, куда на 8 дней отдали полуторагодовалого Джона его родители (маме пора было вновь ложиться в родильный дом, а у папы много работы). Родители Джона не монстры- любящие, обеспеченные, совершенно благополучные, просто такие временные помещения детей в дома малютки были в то время обычной практикой. Кино-камера все 8 дней фиксирует изменения в поведении, психологическом и физическом состоянии ребенка, который прежде никогда не оставался без мамы и вдруг неожиданно лишился её близости и заботы.

Информации об исследованиях Робертсонов, создателей теории привязанности, на русском языке практически нет . Есть сайт на английской. Из которого можно узнать о цикле фильмов, посвященных этой проблеме - стресс и переживание ребенка, вызванные разлучением с матерью. Съемки фильмов для исследователей стали вынужденной мерой, в теории их выкладки не получали должного внимания общественности и специалистов. Напротив, многие медицинские работники резко опротестовывали их выводы. Изначально свои наблюдения они проводили в больничных палатах, где больных малышей на время лечения изолировали от матерей. Чтобы разрушить мифы о безобидности подобных действий, Робертсон раздобыл деньги на простенькую камеру и кинопленку и снял первый в своей жизни фильм - фильм о пребывании в больнице двухлетней Лауры (на русский язык не переведен). Этот видео-документ сумел достичь желаемого эффекта, которого не могли произвести рукописные труды детских психиатров. Фильмы Робертсонов широко обсуждались и привели к изменениям взглядов на эти вопросы и в профессиональной среде и в общественном сознании.

И тем не менее, этот фильм до сих пор актуален. Я до сих пор постоянно сталкиваюсь с непониманием этих очевидных вещей. Вот именно вчера в Хвалынске я разговорилась с музейной работницей - молодой бабушкой. Рассказывает, что внука отдали в сад в год и три. Я спрашиваю, постепенно ли отдавали, ведь не сразу на полный день? Её ответ: "Конечно! Сразу на весь день - это все воспитатели с ума сойдут!". А про ребенка ни слова.. что его крики? - Главное, уши воспитателей поберечь... Классическое: поплачет-поплачет, привыкнет и успокоится... ребенок ещё, вот и не соображает. А ведь приятная женщина, сразу видно, любящая бабушка.. О здоровье ребенка очень беспокоится, говорит, жалко, что такого малыша в садик... носик каждый день промываем, иммунитет поддерживаем. А как же всё остальное? Откуда в их головах столько мусора и куда же из их сердец повыветривалось все самое естественное - женское, материнское?

А истории в больницах? Когда ребенка забирают и двери перед мамой захлопывают, и плевать сколько ему годиков или только месяцев, и плевать на грудное вскармливание, плевать, что никогда раньше без мамы не оставался. Какие-такие должны быть непреодолимые сложности, не позволяющие обеспечить совместное пребывание ребенка и мамы? Мне девушка - мой парикмахер рассказывала, как у неё дочка (чуть младше моей) заболела и в восемь месяцев в инфекционку попала, врачи ребенка взяли и дверь перед её носом захлопнули без всяких разговоров... Знаю, что с желтушкой у нас тоже всех кладут без мам. То есть на ночь мам из палат выгоняют. А ведь это первые месяцы жизни ребенка.. например, скольким из них после таких испытаний удается сохранить гв, в период его установления, когда ночные кормления как раз самые важные?

Ведь это элементарные, простейшие вещи... Мама и ребенок - одно целое. Всего-то на год-два-три, но это так. Надо принять это как данность и действовать исходя их этой данности и не нарушать этой гармонии - залога для физического и психологического здоровья ребенка на всю жизнь, психологического здоровья семьи на долгие годы вперед. Нельзя воспринимать это как банальную помеху - причуду слишком нежной и впечатлительной мамочки или слепую привычку несмышленого детеныша."

"Не раз и не два мне приходилось сталкиваться с мнением, что маленькие дети - они совсем несмышленыши, и мало что соображают. И что психологи, мол, придумывают всякую ерунду по поводу детских психотравм и их влияния на дальнейшую жизнь.

А в последнее время появилось уж совсем дикое - некоторые всерьез считают, что ребенка можно отнять у матери на пару месяцев, если она плохо себя ведет или мало зарабатывает (совсем обалдели), погрозить пальчиком, и не отдавать, пока она не исправится. А когда исправится - отдать (или вообще не отдавать, а то ишь, распоясались, пусть боятся!).

Вот тем, кто думает, что он такой умный, и особенно тем, кто считает, что вместо того, чтобы помогать семье, лучше просто временно помещать ребенка в учреждение, очень рекомендуется познакомиться с исследованиями привязанности, Д. Боулби. А также с трудами М. Эйнсуорт.

И обязательно посмотреть фильмы Робертсонов.

Фильм "Джон" можно найти на http://madam-pik.livejournal.com/74997.html"

 


Нужна помощь


Чем и как помочь?

Актуальные и постоянные нужды!

Волонтерство!

Транспорт!


 

далее>...