Почему ребёнку нужна семья - О депривации
О депривации


Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии и медицине. Пришел он из английского, и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».


Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной катртины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.


Ребенок, оказавшись в детском доме, интернате или другом учреж­дении закрытого типа, часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.


Физиологи и психологи установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Поэтому мозг постоянно нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и обеспечивающих развитие. Отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного 'ребенка вызывает крик, который прекращается лишь вместе с появлением новых впечатлений.


Было доказано, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которая наблюдается в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.


Было также установлено, что ситуация изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия контакта с внешним миром вызывает у человека ряд психических нарушений и другого рода проб­лемы. У него обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоцио­нальной и поведенческой сферах. Для многих испытуемых участие в экспериментах в условиях двигательной и сенсорной депривации было настолько невыносимым и болезненным, что эти люди предпочли отказаться от дальнейшего участия в них даже за вознаграждение. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.


Психологи установили, что дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности их упражнять. При почти полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но также в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии.


Данные обследования детей, растущих в разлуке с матерью, имеют устойчивые связи с данными анализа детей, имеющими отклонения. Это навело ученых на мысль о необходимости переоценки связи «мать-ребенок», связи, которая не может быть разорвана без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка.


Материнская депривация возникает из-за недополучения материнской любви и является причиной неврозов в будущем.


Материнскую заботу можно условно разделить на ряд составляющих: кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота и т.п. Если по одной или ряду составляющих ребенок депривируется, то, перейдя определенный порог страдания, депривация приводит к замедленному психическому развитию либо к образованию защитного поведения.


На развитие организма младенца влияет не только правильное питание и дополнительный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Голос матери, ласковое прикосновение, поглаживание, прижимание к груди также важны для грудного ребенка, как и соответствующая пища, и соблюдение правил гигиены. Именно возможность получать из внешнего мира соответствующие раздражители дает возможность развития коры головного мозга, а также является своеобразным тренингом для установления эмоциональных контактов с окружающими людьми уже во взрослом возрасте.


В результате наблюдения над 600 младенцами, лишенными материнской заботы, психологи пришли к выводу, что отсутствие материнской заботы может вести к очень тяжелым соматическим расстройствам уже у детей двухмесячного возраста. По их мнению, у детей, живущих в негигиенических условиях, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, соматических расстройств не возникает. Между тем характерные для отсутствия материнской заботы соматические расстройства встречаются даже в самых лучших детских учреждениях, прекрасно оборудованных и обеспечивающих правильный с научной точки зрения уход.


При частой и/или длительной разлуке с матерью ребенок протестует против затянувшегося материнского отсутствия. В случае же, когда дети растут в полной разлуке с матерью, можно говорить о сепарации, т.е. о массированной материнской депривации. Это может привести даже к возникновению таких заболеваний у ребенка, как психопатия, депрессия, различного рода фобии (сильные, устойчивые страхи).


Не менее важно и то, чтобы тепло и забота сосредоточивались в одном человеке. Это не обязательно должна быть биологическая мать ребенка, но важно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым. Сама по себе физическая сепарация от родителей и от дома, само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям психического развития – все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в распоряжении ребенка.


Два момента составляют непременно условие возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Отсутствие базового доверия к миру и рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.


Было определено, что младенцы, за которыми ухаживают постоянно сменяющие друг друга люди, удовлетворяющие лишь их основные физические потребности, просто не в состоянии развить отношения привязанности. Результатом становится глубокая апатия, уход в себя и, как правило, угнетение различных функций ребенка, что со временем приводит к развитию неадекватной личности.


Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году жизни и продолжающаяся около трех лет, обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуальных и личностных функций, практически не поддающихся исправлению.


Длительная и жесткая депривация со второго года жизни ведет к печальным последствиям для личности ребенка, не поддающимся исправлению, хотя общее интеллектуальное развитие, по все видимости, достаточно полно нормализуется.


В целом, чем раньше младенца до года избавят от депривации ( а следовательно, и чем менее продолжительной она будет), тем нормальнее будет его последующее развитие. Чем старше ребенок после года жизни, тем легче и полнее будет проходить реабилитация после депривации одинаковой продожительности.


Источник: И.А. Фурманов, В.А. Маглыш, Л.И. Смагина, А.А. Аладьин «Если вы решили усыновить ребенка», Мн., 2004.

 

 


Нужна помощь


Чем и как помочь?

Актуальные и постоянные нужды!

Волонтерство!

Транспорт!


 

далее>...